Инструменты пользователя

Инструменты сайта


limb3:ru:tutorials:shop:step3-2

Шаг3.2 Аутентификация пользователей

Хранение данных пользователя в сессии

Что такое toolkit?

Небольшое отступление…

Некоторые объекты являются особо популярными, и зачастую требуется иметь глобальный доступ к таким объектам в рамках всей системы (приложения). К таким объектам можно отнести Запрос (Request), Ответ (Response), Пользователь (User), Подключения к базам данных (DbConnection), различные фабрики (Factory) и т.д.

Есть несколько решений:

  • Использовать паттерн Singleton (одиночка) для реализации таких объектов.
  • Складывать такие объекты в общее хранище и передавать это хранилище между всеми объектами приложения. Часто такое решение называют контекст Context.

В Limb выбран комбинированный вариант. Если просто, то мы создали только 1 одиночку, в которой хранятся все нужные в приложении объекты, и назвали ее Toolkit.

Итак, Toolkit (тулкит) - это такой объект, через который можно получить какой-либо часто используемый или важный объект в любом месте программы. Тулкит реализован через класс lmbToolkit

Для получения доступа к тулкиту используется метод lmbToolkit :: instance().

Пример использования тулкита:

 $toolkit = lmbToolkit :: instance();
 $connection = $toolkit->getDefaultDbConnection();

Особенностью тулкита является то, что его интерфейс четко не определен, а зависит от так называемых инструментов - tools. Тулкит по сути состоит из наборов инструментов, вернее tools можно регистрировать в тулките. Именно tools определяют, что умеет тулкит (какие методы у него можно вызывать). Для регистрации нового набора инструментов в тулките существует метод lmbToolkit :: merge($tools).

Например, создадим свой tools и зарегистрируем его в lmbToolkit:

class MyTools extends lmbAbstractTools
{
  function getSomethingUseful()
  { 
    return [...];
  }
}
 
lmbToolkit :: merge(new MyTools()); // :: instance() для добавления уже вызывать не нужно
 
[...]
// Где-то в клиентском коде
$toolkit = lmbToolkit :: instance();
$my_object = $toolkit->getSomethingUseful();

Наборы инструментов можно заменять, то есть мы можем зарегистировать в тулките другой tools, который будет поддерживать интерфейс MyTools и для клиентского кода эта подмена будет совершенно прозрачной.

Начальное заполнение тулкита наборами инструментов производится в файле limb/web_app/toolkit.inc.php.

Этой информации пока нам вполне достаточно, чтобы понять наши дальнейшие действия. Более подробно о тулките в описании пакета Toolkit.

Для нашего примера мы создадим наш собственный набор инструментов ShopTools и сделаем так, чтобы он поддерживал метод getUser(), который будет возвращать пользователя из сессии.

Работа с сессией в Limb

Limb не запрещает вам работать с сессиями через глобальную переменную $_SESSION, однако представляет другой, лучший с нашей точки зрения способ, со своими преимуществами.

Для работы с сессией, в Limb есть специальный объект session, который можно получить через тулкит:

 $session = lmbToolkit :: instance()->getSession();
 $session->set('my_var', $value); // Поставить значение в сессию
 $session->destroy('my_var');  // Удалить значение из сессии

Работа с сессией осуществляется при помощи пакета SESSION.

Преимущества использования пакета SESSION:

  • Возможность легкой смены способа хранения сессионных данных. На данный момент поддерживается хранение сессионных данных в базе данных и при помощи файлов.
  • Автоматическое подключение необходимых классов до десериализации сессии. Вам не нужно больше об этом заботиться.
  • Единый set/get интерфейс для установки и получения данных из сессии. Это позволяет в случае необходимости, например, передать сессию в WACT-шаблон в качестве контейнера с данными.
  • Легкое установление и сброс фикстур при модульном тестировании.

Хранение пользователя в тулките

Для того, чтобы хранить информацию о том, какой пользователь загеристрирован в приложении, нам необходимо хранить только его идентификатор. Этого будет вполне достаточно. А объект класса User мы будем хранить в ShopTools, которые мы зарегистрируем в тулките. Это позволит нам получить доступ к пользователю в любом месте программы.

Итак, класс ShopTools.

Файл shop/src/toolkit/ShopTools.class.php:

<?php
lmb_require('limb/toolkit/src/lmbAbstractTools.class.php');
lmb_require('src/model/User.class.php');
 
class ShopTools extends lmbAbstractTools
{
  protected $user;
 
  function getUser()
  {
    if(is_object($this->user))
      return $this->user;
 
    $session = lmbToolkit :: instance()->getSession();
    if($user_id = $session->get('user_id'))
    {
      try
      {
        $this->user = new User($user_id);
        $this->user->setIsLoggedIn(true);
      }
      catch(lmbARException $e)
      {
        $this->user = new User();
        $session->remove('user_id'); 
      }
    }
    else
      $this->user = new User();
 
    return $this->user;
  }
}

Класс ShopUser наследуется от lmbAbstractTools, который используется в качестве базового для большинства наборов инструментов. lmbAbstractTools добавляет в тулкит поддержку всех методов класса (свои и методы дочернего класса), что нам в данном случае и нужно.

Метод getUser() по сути реализует lazy loading для пользователя. Если идентификатор пользователя находится в сессии, значит пользователь был уже залогинен в приложении - и мы загружаем его запись из базы данных. Если же идентификатора пользователя в сессии нет - значит можно создать пустой объект класса User.

Обратите внимание на блок try, catch, который ловит исключение класса lmbARException. Если пользователь с указанным удентификаторов был удален, то при инициализации User с идентификаторов, будет сгенерировано исключение lmbARException. В этом случае мы также должны инициализировать пустой объект класса User и удалить значение user_id из сессии.

Регистрация ShopTools в тулките

Наш набор инструментов ShopTools необходимо зарегистрировать в тулките. Добавим регистрацию в файл setup.inc.php.

Файл shop/setup.inc.php:

[...]
lmb_require('src/toolkit/ShopTools.class.php');
lmbToolkit :: merge(new ShopTools());

Теперь у нас есть все чтобы начать реализовывать процедуру аутентификации пользователей, отображение профайла на страницах сайта и проверку прав доступа к панели управления.

Аутентификация пользователей

Изменения в классе User

Для начала внесем изменения в класс User, чтобы он хранил информацию о том, зарегистрирован ли пользователь или нет, а также функционал по аутентификации:

class User extends lmbActiveRecord
{
  [...]
  protected $is_logged_in = false;
  [...]
 
  function login($login, $password)
  {
    $hashed_password = User :: cryptPassword($password);
 
    $criteria = new lmbSQLFieldCriteria('login', $login);
    $criteria->addAnd(new lmbSQLFieldCriteria('hashed_password', $hashed_password));
 
    if($user = lmbActiveRecord :: findFirst('User', array('criteria' => $criteria)))
    {
      $this->import($user);
      $this->setIsNew(false);
      $this->setIsLoggedIn(true);
      return true;
    }
    else
    {
      $this->setIsLoggedIn(false);
      return false;
    }
  }
 
  function logout()
  {
    $this->removeAll();
    $this->is_logged_in = false;
  }
}

Контроллер UserController

За аутентификацию пользователей будет отвечать контроллер UserController :

Файл shop/src/controller/UserController.class.php:

<?php
 
class UserController extends lmbController
{
  function doLogin()
  {
    if(!$this->request->hasPost())
      return;
 
    $user = $this->toolkit->getUser();
 
    $this->useForm('login_form');
    $this->setFormDatasource($this->request);
 
    $this->_validateLoginForm();
 
    if(!$this->error_list->isValid())
      return;
 
    $login = $this->request->get('login');
    $password = $this->request->get('password');
 
    if(!$user->login($login, $password))
    {
      $this->addError('Login or password incorrect!');
    }
    else
    {
      $this->toolkit->getSession()->set('user_id', $user->getId());
      $this->flashAndRedirect('You were logged in!', '/');
    }
  }
 
  protected function _validateLoginForm()
  {
    $this->validator->addRequiredRule('login');
    $this->validator->addRequiredRule('password');
    $this->validator->validate($this->request);
  }
 
  function doLogout()
  {
    $user = $this->toolkit->getUser();
    $user->logout();
    $this->toolkit->getSession()->remove('user_id');
    $this->response->redirect('/');
  }
}

Большинство кода должны быть уже понятным, но некоторые моменты мы поясним.

Логика работы UserController :: doLogin() должна быть понятной: если процедура аутентификации прошла успешно, мы должны сохранить идентификатор пользователя в сессии. Аналогично, если пользователь выходит из приложения (doLogout()), мы должны удалить его идентификатор из сессии.

После аутентификации мы перебрасываем пользователя на стартовую страницу.

Шаблон user/login.phtml

Файл shop/template/user/login.phtml:

<? $this->title='Login'; ?>
{{wrap with="front_page_layout.phtml" into="content"}}
{{form method="POST" id='login_form'}}
 
  {{include file='form_errors.phtml'/}}
 
  <div class="field">
  <label for='login'>Login:</label>
  {{input type="text" name="login" id="login" title="Login" class='input'/}}
  </div>
 
  <div class="field">
  <label for='passwd'>Password:</label>
  {{input type="text" name="password" id="password" type="password" title="Password" class='input'/}}
  </div>
 
  <input type='submit' class='button' name='submitted' value="Submit" class='button'/>
 
{{/form}}
{{/wrap}}

Промежуточные результаты

Попробуем зайти на страницу /user/login нашего приложения и ввести любые данных в поля для ввода логина и пароля:

 Ошибка входа в систему}

Мы можете также попробовать ввести логин и пароль учетной записи, созданной ваши ранее. В этом случае вы увидите надпись «You were logged in!».

Далее

Теперь у нас есть функционал по аутентификации пользователей, но толку от него пока немного.

Итак, следующий шаг: Шаг3.3 Редактирование и отображение профайла пользователя.

Обсуждение

Ваш комментарий. Вики-синтаксис разрешён:
  _____   ___   ____    ____   _  __
 / ___/  / _ \ / __ \  / __/  / |/ /
/ /__   / , _// /_/ / / _/   /    / 
\___/  /_/|_| \____/ /_/    /_/|_/
 
limb3/ru/tutorials/shop/step3-2.txt · Последние изменения: 2010/11/10 10:02 (внешнее изменение)